История успеха Victorinox, часть первая

By  |  0 Comments

Основательница международного шоу «Стальная грань» и эксперт в области огнестрельного и холодного оружия Наталья Гребенщикова рассказывает, как маленький нож стал символом целой страны.

К Victorinox можно относиться по-разному. Неоспоримо одно: это самый узнаваемый бренд в нише складных ножей. На протяжении долгого времени четкое позиционирование Victorinox как надежного помощника, способного выручить в любой ситуации, принесло свои плоды, и именно такая слава закрепилась за швейцарской торговой маркой.

Часто именно Victorinox становится первым ножом. Утилитарный многопредметный нож приобретают туристы, путешественники, военные, коллекционеры и повара. Victorinox можно увидеть как в руках ребенка, так и в руках астронавта NASA, ведь ножи этого бренда официально входят в список стандартного снаряжения.

ввоьУ Виктории Эльзенер было двенадцать детей, и чтобы не погрязнуть в рутине повседневной жизни, она управляла шляпной фабрикой и магазином. После ее смерти бизнес должен был перейти по наследству старшему из сыновей, а остальным нужно было думать о своем будущем самостоятельно. Так Карл Эльзене, один из младших братьев, решил стать ножевым мастером. Он отправился на учебу во Францию, которая в то время была центром ножевого производства, а затем в Южную Германию – родину лучших европейских ножей. В возрасте двадцати четырех лет, получив необходимые знания и практику, Карл вернулся в Швейцарию. В 1884 году в местечке Ибах с финансовой помощью матери он открыл мастерскую по изготовлению и ремонту ножей. На учебе в Германии Карл видел, как изготавливают ножи для поставок в швейцарскую армию. Карл решил во что бы то ни стало сделать нож, который превзойдет по дизайну и качеству нож золигеновских мастеров.

Он понимал, что в одиночку не справится, а потому в 1890 году организовал Ассоциацию швейцарских мастеров-ножовщиков под общей идеей – производить солдатские складные ножи для швейцарской армии. В ассоциацию вошло 37 мастеров. Они сумели изготовить ножи очень высокого качества, но их себестоимость зашкаливала. Через год, махнув рукой на высокую цель, многие мастера покинули ассоциацию, оценив ее как неудачный проект. От банкротства Карла Эльзенера спасла его мать, а в скором времени армия Швейцарии начала закупать его ножи небольшими партиями, так как основным поставщиком оставалась Германия.

ввПрошло два года, и на рынке появилась компания Paul Boechat & Cie, впоследствии переименованная в Wenger в честь ее владельца Теодора Венгера, руководившего ею в течение сорока лет. Wenger также начала снабжать солдат ножами. Здоровая конкуренция сыграла свою роль – Карл Эльзенер трудился еще упорнее. Из-под его рук выходят ножи для целевых групп: фермерский, кадетский, студенческий. Следуя французскому опыту, Карл получает свой первый патент – на офицерский спортивный нож. Он-то и принесет Эльзенеру известность и финансовый успех.

Это небольшой складной нож с шестью инструментами, с дополнительным клинком и штопором. Его основными поклонниками стали офицеры. В то же время золингеновцы попытались перенять дизайн и выпустить такой же нож самостоятельно. Так появился немецкий клон. И это вновь стало толчком для развития для Карла Эльзенера. Обстоятельства и окружение держали его в постоянном тонусе. Он продолжает совершенствовать свои ножи и неустанно следит за качеством и ассортиментом.

 

Безымянный

 

Репутация фирмы растет на глазах. В ножах появляются новые дополнения: пилочка, ножницы, щипчики, увеличительное стекло и т. д. Количество поклонников ножей Эльзенера становится огромным. К 25-летнему юбилею фирмы в 1909 году на ножах появился символ швейцарской армии – белый крест на красном щите. Он и стал логотипом компании. Празднование юбилея омрачила смерть матери мастера Виктории Эльзенер, которая на протяжении жизни помогала сыну в развитии его дела. Бренд был назван в ее честь – Victoriа. В 1921 при производстве ножей стала использоваться нержавеющая сталь (от французского inox, inoxydable – нержавеющий), и бренд получил знакомое нам название Victorinox.

 

Следом появился еще один семейный бизнес Эльзенеров – компания Forschner. В 1937 году Forschner начинает импортировать кухонные ножи Victorinox в США, продавая их под своим именем. Армейские ножи начали активно продавать в Штатах уже после Второй мировой войны. Их продажи были настолько успешными, что в 1957 году семья приняла решение продать Forschner и сконцентрироваться на перочинных ножах.

В 1974 году Forschner, эксклюзивный дистрибьютор Victorinox в США, был куплен новым инвестором, работавшим не только с оптовыми поставщиками, но и через розничные сети. Когда в 1981 году компания вышла на IPO, держателем солидной части акций стал Чарльз Эльзенер, президент Victorinox. Они не прогадали: 50% экспорта Victorinox приходится на США.

В Союзе об этих ножах узнают в 1960 году: в прессе был упомянут швейцарский армейский нож, найденный среди шпионских приспособлений у Френсиса Пауэрса, самолет U2 которого был сбит над СССР.

 

В 1976 году сбылась сокровенная мечта Карла Эльзенера: ножи Victorinox превзошли ножи Solingen окончательно. Битва была выиграна. Армия ФРГ закупила первую партию швейцарских армейских ножей. Только вместо знакомого всем креста на щите появился немецкий орел.

В 1978 году NASA начала закупать Victorinox для комплектования снаряжения астронавтов. Ассортимент Victorinox расширялся, и новым стало появление наборов для выживания. В 1980 году компания Forschner зарегистрировала товарный знак Swiss Army. Под этой торговой маркой стали выпускать наручные часы и солнцезащитные очки.

Развитие бренда Victorinox шло семимильными шагами.

Продолжение следует.